Патриарх наук

Недавно пресс-служба РАН опубликовало сообщение, что Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу присудили звание «Почетный профессор Российской академии наук». Позже выяснилось, что Патриарх пока только состоит в шорт-листе, но уже новость успела наделать шума, и руководителю пресс-службы РАН пришлось давать комментарии.

«Он (Патриарх Кирилл) большой популяризатор науки, большой друг Сергея Петровича Капицы, Осипова Юрия Сергеевича. Как говорил Эйнштейн, теория относительности говорит о гениальности Создателя, и в этом смысле никаких противоречий нет», — сказала руководитель пресс-службы Светлана Попова «Интерфаксу».

Уважаемая, Светлана Попова, противоречия есть и они огромны. Представление Эйнштейна о Боге сильно отличалось от представлений христиан. Чтобы напомнить вам, я приведу несколько историй и цитат ученого. Например, в биографии, написанной Уолтер Айзексоном, вы можете найти случай с банкиром из Колорадо, который написал Эйнштейну, задав вопрос верит ли он в Бога. Банкир утверждал, что уже получил ответы от двадцати лауреатов Нобелевской премии, и предлагал присоединиться к ответу ученого.

«Я не могу представить себе личностного Бога, непосредственно влияющего на поведение отдельного человека или вершащего суд над своими собственными созданиями. Моя религиозность заключается в смиренном восхищении беспредельно превосходящим нас духом, открывающим себя в том малом, что мы можем осмыслить в доступном нашему познанию мире. Это глубоко эмоциональное убеждение в существовании высшего разума, обнаруживающего себя в непостижимой вселенной, и составляет мою идею Бога».

Но, говоря о высшем разуме Эйнштейн совсем не имел ввиду личного Бога на которого уповают христиане. Эйнштейн категорически не соглашался с идеей о божестве, которое по своей прихоти может вмешиваться в ход событий мира или в жизнь отдельного человека.

«На сегодняшний день главный источник конфликта между религией и наукой связан с представлением о личностном Боге», — утверждал он.

В более личной переписке с Беатриче Флохлич от 1952 г можно встретить такую фразу ученого: «Идея персонифицированного Бога совершенно чужда мне и кажется даже наивной». Двумя годами позже году Эрик Гуткинд отправил ученому экземпляр своей книги: «Выбери жизнь: Библейский призыв к Восстанию Эйнштейну». Ученый ответил Гуткинду.

Слово «Бог» для меня не более, чем выражение и продукт человеческих слабостей, Библия — свод благородных, но все же примитивных легенд. Никакая интерпретация, даже самая изощрённая не сможет для меня это изменить. Эти изощрённые интерпретации весьма разнообразны по природе и почти не имеют ничего общего с оригинальным текстом.

В переписке Эйнштейна с японскими учеными можно встретить следующее.

Научные исследования могут уменьшить суеверие, поощряя людей думать и смотреть на вещи с точки зрения причины и следствия. Несомненно, это убеждение о рациональности и упорядоченности мира, которое сродни религиозному чувству, лежит в основе всех научных работ более высокого порядка… Это убеждение связано с глубокой верой в Высший разум, который показывает себя в мире опыта, представляет мою концепцию Бога. В обиходе это может быть описано как «пантеизм».

Как видно из этих этих мыслей ученого, сделанных в разные годы, Эйнштейн не верил в Старика создателя которому поклоняются христиане и не поддерживал какую либо из его религиозных партий. И те весьма резко реагировали на такое мироощущение ученого. Приведу пару цитата из книги Макса Джаммера «Эйнштейн и религия». Например, католический епископ из Канзаса заявил: «очень грустно видеть, как человек, принадлежащий к народу Ветхого Завета и его учений, отрицает великую традиции своей нации». Его поддерживает другой католический священник:

Нет никакого другого бога, кроме персонифицированного бога... Эйнштейн не понимает того, о чем говорит. Он целиком и полностью заблуждается. Некоторые думают, что, достигнув ученых высот в какой-либо науке, они получают право высказывать мнение по всем вопросам.

И вот мое любимое. Президент Исторического общества Нью-Джерси.

Мы уважаем Ваши познания, д-р Эйнштейн, однако Вы, по-видимому, не постигли одного, а именного, что Бог — дух и его так же невозможно обнаружить при помощи телескопа или микроскопа, как невозможно, анализируя мозг, найти человеческие мысли или эмоции. Широко известно, что религия основана на веере, а не на знаниях. Возможно, у каждого думающего человека возникают порой минутные сомнения в существовании Бога. Моя собственная вера смущалась не однажды. Но я никогда никому не рассказывал о своих духовных колебаниях по двум причинам: 1. я боялся, что, возможно, самим фактом высказывания своих сомнений я нарушу и погублю жизнь и надежды другого человеческого существа; 2. потому-что я согласен с писателем, который сказал: «В человеке, разрушающем веру другого, есть что-то злое...» Я надеюсь, д-р Эйнштейн, что Вас просто неправильно процитировали и что Вы скажете что-либо более приятное огромному количеству горячо почитающих Вас американцев.

Поэтому ваше заявление кажется странным. Мировозрение Эйнштейна не может быть мостом между наукой и Патриархом Кириллом, как вы это пытаетесь сделать.

January 19, 2019
by S. Baryshnikov
0
22
Разбор

Ловушка

В телесериале «Любовники» («The Affair») есть великолепная сцена знакомства главных героев Ноа и Элисон.

Ноа тренируется в бассейне, там же с ним флиртует девушка, которой он холодно отвечает, уходит к жене. Ноа возбужден, хочет секса, проявляет настойчивость, но по ряду причин секс не состоится. У них четверо детей и они с детьми семьей собираются навестить своих родителей в другом городе. Во-время сборов его старший сын из-за недостатка внимания инсценирует свое самоубийство. Так себе утро, но это еще не все.

Через пару часов, в пригородном кафе Ноа обращает внимание на сексуальную официантку в короткой юбке. Он по-прежнему возбужден. Они делают заказ и его младшая дочь играя, случайно проглатывает стеклянный шарик, который перекрывает ей дыхательные пути. Ноа пытается её спасти: кладет на колено, хлопает по спине. И когда ребенок выплевывает шарик, тот катится вперед, приводя взгляд Ноа к пикантной позе молодой официантки.


У Элисон нет желания соблазнить Ноа, она встревожена, напугана происходящим и, просто забылась.

Далее нам покажут эту же сцену глазами Элисон, и мы узнаем, что она переживала то же самое — страх и влечение.

Герои, попадают в сильнейшую ловушку чувств. Глядя на такую сцену, становится ясно, что их встреча и последующие отношения неминуемы. А учитывая обстоятельства главных героев у которых есть семьи и дети, история сразу становится драматичной и возбуждает интерес.


P.S.

Сцены знакомства достаточно сложны в кино, потому-как трудно обойти тухлые клише и выразить ту незримую химию, которая возникает между героями во время встречи. Сексуальная официантка или хорошо слаженный мужик еще не повод для знакомства, и, потом, простое сексуальное влечение быстро выветривается. Но в этой сцене сценаристы к сексуальному желанию добавляют чувство страха смерти. Полярное сексуальному влечению, для того, чтобы вытянуть главных героев из своих текущих отношений.

November 19, 2018
by S. Baryshnikov
4
39
Разбор

Диалог в экспозиции


Навязанная экспозиция.

Роберт Макки в своей книге разъясняет, что такое навязанная экспозиция и показывает это на примере такой сцены.


Интерьер роскошной гостиницы, день. Джон и Джейн сидят на обитом шелком диване, потягивая мартини.

Джон. Вот это да, дорогая моя! Сколько уже лет мы знаем и любим друг друга? Больше двадцати, так ведь?

Джен. Да, с университета... Ваше мужское общество тогда закатило вечеринку и пригласило к себе наш Женский социалистический клуб. У вас все было так багато... Мы бедные девчонки, называли вас между собой «Миллиарды-триллионы».

Джон. (оглядывает их великолепный дом) Да... а потом я лишился наследства. Но мы столько трудились изо всех сил, чтобы иметь то, о чем мечтали. И мечты сбывались, да, троцкисточка моя?


И предлагает выполнить упражнения: переписать сцену, так чтобы герои заговорили человеческим языком, и экспозиция протянулась подводным течением незаметно для зрителя. Ниже мой вариант.


Маленькая комната забитая вещами. Джон и Джейн, укутанные в постельные простыни, роются в коробках со старыми фотографиями. Джейн рассматривает фото.

Джейн. Все-таки ты был тогда еще тем говнюком.

Джон (смотрит на фото). Двадцать лет назад все парни были говнюками. Это возраст когда у тебя на уме только одно. Ты просто одержим...

Джейн. Я о другом.

Джон. Ох, Джейн. Опять ты за свое. Да, я был надменным говнюком, потому-что когдау тебя есть деньги...

Джейн. Не у тебя, а у твоих родителей.

Джон. Это не важно. Ты позвоночником чувствуешь власть, превосходство над другими и да... становишься немного надменным, немного снобом.

Джейн (Ирончино.). Немного? Ты постоянно опаздывал на наши свидания, а мои мысли были для тебя, как шорох осенней листвы — приятны, но бесполезны.

Джон. Твой голос спасал мне жизнь, Джейн.

Джейн. Нашла! Нашла! Вот она! Вот эта фотография!

Джон. Да, что же на на ней такого?!

Джейн. Это тот день. Тот самый день. Та холодная весна в Питсбурге. Ты ничего не сказал и просто исчез. Несколько недель тебя не было дома и никаких вестей. Я ужасно волновалась, позвонила твоей сестре. Тогда она и рассказала, что вы остались без наследства. Что все имущество и счета ваших родителей арестованы из-за больших и длительных долгов.

Джон. О да. Те три недели я пил так, что не помню и дня.

Джейн. А потом ты пришел в комбинезоне заправочной «Уолтера Ойл» и сказал, что мы справимся. Ты проявил большое мужество.

Джон. Ты героизируешь меня, Джейн. Просто когда у тебя ничего нет, люди верят тебе гораздо охотнее, поэтому я быстро смог заработать.

Джейн. Тогда ты берег меня, словно...

Джон. Словно, ты главное мое состояние. Ничего не изменилось с того дня, Джейн.

Джейн. Хочу повесить это фото в нашей гостиной. Просто оно мне очень нравится.

Джон и Джейн выходят в огромную гостиную.

Джейн. По-моему тут ей самое место.

Джон. Только не рядом с отцом. Прошу тебя.

November 8, 2018
by S. Baryshnikov
0
37
Разбор
Show more